spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
Главная arrow Публикации arrow Волконский В.А.Тупик или передышка.
Волконский В.А.Тупик или передышка. | Печать |
ВолконскиЙ В.А. Тупик или передышка? Подъемы и упадки духа в стихах и в кино. - В журнале "Экономические стратегии", № 10, 2012.

                                                                                                                  В. Волконский

Тупик или историческая передышка?  Подъемы и упадки духа в стихах  и в кино

 

                        Экономическая и  политическая реальность

 Прошло 20 лет после радикальной перемены жизни в стране, но большинство россиян не назвало бы положение в стране нормальным. Наверно главная причина этого - не экономическая. Российский народ помнит периоды гораздо более худшие, чем сегодняшний. Это относится и к уровню жизни, который уже сравнялся с последними годами брежневского  периода. И к общему показателю темпов экономического роста: хоть и очень  медленно, сокращается разрыв российской экономики с Западом. Хоть и очень неуверенно и неустойчиво, движется процесс сближения с бывшими советскими республиками: формирование таможенного союза и общего экономического пространства.

           Официальная позиция власти: конечно, трудностей много, но это нормальное состояние для всякой страны. Скоро Россия войдет в пятерку мировых лидеров. Так что, всё  о’кей!   Рассмотрим подробнее экономические и политические проблемы.

Угрозы. Большинство патриотических полит-аналитиков убедительно описывают нарастающие угрозы.  Неприемлемость сформировавшегося в России общественно-экономического строя может не проявляться в открытых протестных выступлениях, пока не наступает кризисная ситуация. Однако серьезный экономический срыв, совмещенный с жестким   комплексным (экономическим, идеологическим, информационным,  диверсионным) внешним давлением, таким как оказывают США и другие страны Запада с целью инициировать цветные революции, - такая кризисная ситуация и в современной России может вызвать серьезные политические потрясения.

Пока Россия слаба духовно и экономически, русский народ раздроблен территориально, и духовно, Россия заинтересована в стабильности. Откуда сейчас может исходить и исходит угроза дестабилизации? Для малых и средних стран быть инициатором военных провокаций слишком опасно (сейчас можно говорить уже об  угрозе уничтожения даже для Израиля или Ирана). Из двух супердержав у Китая пока нет никаких мотивов нарушать мир. С каждым годом его экономический вес и влияние в мире возрастают. А выходить на открытое противоборство с Западом он еще не в состоянии. Наоборот, у США возрастают и обостряются проблемы, как связанные с огромным государственным долгом, так и с растущим антиамериканизмом во всем мире. Значительная часть американской элиты не может смириться с процессом постепенной утраты ее мирового доминирования. (Похожие проблемы – у всего «золотого миллиарда»). А тем более с медленным, мало заметным, но неуклонным снижением жизненного уровня ее граждан. Российская элита слишком связана с Западом, необходимость во-время "отстроиться", дистанцироваться от плохо предсказуемой "дамы в климаксе" представляет для нашей элиты труднейшую проблему. Судя по цепи неоколониальных войн США и НАТО последнего времени (Югославия – 1999, Афганистан – 2001, Ирак – 2003, Ливия – 2011), дама прекрасно вооружена и очень опасна.

Есть и более оптимистичный сценарий. Быстрое догоняющее развитие Китая и других стран Периферии свидетельствует, что эпоха однополярного мира, безусловного цивилизационного доминирования Запада подходит к концу. Процесс интеграции и глобализации, конечно, не остановится, но он пойдет в формате многополярного мира.

Внутреннее положение. Главная причина ощущения ненормальности - в неприемлемости для большинства россиян гигантского разрыва в уровне жизни и богатстве между народом и узким слоем элиты. Конечно, это в значительной мере следствие того осознанного и неосознанного представления о справедливости, понимания его, или чувства справедливости, которое лежит в основе российской культуры, точнее российской цивилизации. Оно отличается от представления о справедливости в других цивилизациях. Дело не только в памяти об эпохе социализма в СССР. Дело еще и в том, что сам фундамент российской цивилизации содержит гораздо "больше социализма", чем многие другие цивилизации, в том числе и цивилизация Запада. Это связано и с более высокой ценностью у нас института государства и интересов общества как целого по сравнению с интересами частными. Богатства и роскошь в собственности государства могут быть признаны явлением нормальным даже при бедности народа, чего не простят частному собственнику.

 Вторая причина - видимый, осознаваемый народом недостаток суверенитета нашей власти, всей властвующей элиты (как высших государственных чиновников, так и крупных собственников), их зависимость от западных политических деятелей и установок. Конечно, не всякого публичного (а тем более не публичного) российского политика или олигарха мы можем с уверенностью определить как западника, глобалиста или как убежденного пророссийски, патриотично ориентированного деятеля. Многие и сами для себя не выяснили однозначного ответа, верят ли они в возрождение России и готовы ли чем-то жертвовать и рисковать ради нее. И тем не менее, раскол нашей элиты в целом на пророссийских патриотов и глобалистов (часть, включающая и тех, кто считает, что сейчас надо думать только о благосостоянии семьи или о профессиональной работе, и капиталистов-компрадоров, и убежденных ненавистников России), - такой раскол - очевидная и важнейшая реальность.

 Почему такой раскол характерен именно для России? Может быть, мы плохо знаем историю Китая и Японии, может быть, их элиты так же традиционно разделены между двумя непримиримыми духовными традициями? Конечно, мы, как правило,  невежественны в этих вопросах. Выскажу только свое предположение. Прозападная (проамериканская, глобалистская) тенденция в этих странах должна быть гораздо слабее выражена, чем в России, в силу того, что они гораздо дальше дистанцированы от Европы и США в смысле цивилизационных различий.

Наши  партии и властные институты не пользуются доверием народа. Больше доверия к некоторым конкретным политическим лидерам. Но духовного единства власти и народа не получается. Самое распространенное объяснение этого, часто не соответствующее истине в силу его грубой упрощенности: "политики куплены". Не только, конечно, деньгами и коттеджами на Лазурном берегу, но символами почета и личной власти (не редко, иллюзорной). Человек, достигший высших государственных должностей, - это наверняка человек умный. Вряд ли для него заветной целью могут быть самая дорогая в мире яхта, футбольная команда и знакомство с английской королевой. Наверняка, для Путина важно сделать Россию богатой и сильной страной. Он искренен, когда говорит патриотические и народолюбивые речи, когда демонстрирует свое понимание радостей и бед простых людей, он действительно сопереживает им.

 Но духовного единства с народом не выходит. Потому что он не может открыто говорить о самых острых проблемах: о беспрецедентном разрыве в доходах и имущественном положении богатых и бедных, о неспособности государства повернуть потоки нефтедолларов на развитие отечественного машиностроения и сельского хозяйства, неспособности удалить из структур, руководящих государством и экономикой, наиболее одиозных и ненавистных народу личностей, связанных с "мировым правительством" (возможно, из-за необходимости выполнения личных неформальных обязательств).

 Политик должен не только видеть, но и как-то (скорее бессознательно) чувствовать возможные опасности (этой способностью, похоже, был в высокой степени наделен Ельцин), а также моменты, когда открываются новые возможности. Он должен уметь ждать. Мог ли Г. Зюганов в 1996 г. добиться президентства? И даже, если бы он стал президентом, сумела ли бы тогда осознавшая ситуацию пророссийская часть элиты повернуть историю России на "китайский" путь? - Это очень сомнительно. Это сомнительно и сейчас, пока еще так сильны Соединенные Штаты Америки. Повернуть колесо истории и вытащить Россию из-под контроля укрепившего все свои позиции Запада - победителя в холодной войне, - для этого, наверное, нужен политический гений. Но гении рождаются не на пустом месте и не вдруг. Моцарт родился тогда, когда вся Германия жила музыкой, Пушкин - когда все российские дворяне писали стихи. Ленин стал исторической личностью в период, когда уже несколько десятилетий во всех сословиях России зрела и поднималась революционная волна.

 Ученые-экономисты часто обвиняют руководство государства в невежестве, в слепом доверии к либеральным "учителям". В незнании и неспособности учесть мировой опыт. Это несомненно верно в отношении "младореформаторов" периода перестройки и первых лет ельцинско-чубайсовской революции (точнее, контрреволюции). Но через 20 лет после 1991 г. трудно представить, что наши руководители не понимают, какие собственно экономические меры, какая экономическая политика нужны для решения российских проблем. Это значило бы, что они лишены здравого смысла и способности сопоставлять различные (думаю, известные им) научно-идеологические позиции. Безусловно, многое зависит от общих ценностных идеологических установок, усвоенных руководителями и властной элитой в юности, в молодом возрасте, в пору их формирования. А тогда (в 70-80-е годы), вся интеллигенция жила борьбой диссидентствующей фронды и обороняющихся «стариков-догматиков». Это в наибольшей степени относится к тем, кто в те годы пожил за рубежом и мог сравнивать благополучную Европу с российским духовным застоем и идеологическим упадком.

                     Духовно-нравственное состояние народа.

         Однако не эти экономические и политические факторы и проблемы сейчас надо назвать главными в России. Речь должна итти прежде всего о духовно-нравственном состоянии народа. Пока в России, видимо, не может появиться ничего, похожего на трудовой энтузиазм, патриотический подъем и  героизм советского периода, или на культурный взлет серебряного века.

           Более совершенное устройство общества - важный компонент развития человечества, но сам по себе этот фактор не может дать решения метафизических проблем. Без духовно-идеологического сдвига любые институты и общественные структуры фальсифицируются и обращаются из орудия Добра и Развития в орудия Зла и Застоя. Если вместо феодалов и капиталистов управлять обществом станут государственные и партийные чиновники, Царство Божие под именем Коммунизм не наступит. Если ужесточить наказание за коррупцию, за организованную преступность в нынешней криминализированной России, то еще не известно, кто от этого пострадает больше - коррупционеры или честные борцы с преступностью - российские Катаньи. Это, конечно, не означает, что я, как наши принципиальные западники, - за копирование всех западных свобод и смягчение всех наказаний. Надо помнить, что нет окончательных решений, что, говоря словами гетевского Фауста:

"Лишь тот достоин чести и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой".

Русские - это один из тех народов, которым для нормальной жизни необходима вера в существование иного, лучшего мира. Так думают многие мудрые люди. И существование этого мира, возможность его достичь, дает смысл и силы для жизни. Великая идея европейского Модерна - идея Прогресса, может быть, для России оказалась важнее, чем для любого другого народа.

 Таких людей, кто своим творчеством, своим трудом и горением может преображать жизнь, кто готовит и осуществляет революции (не будем здесь решать вопрос, допустимо ли насилие, допустимы ли войны), - таких людей всегда немного. В истории чаще всего, если пассионариям и  удается вдохновить народ, поднять его на духовную высоту, все же не удается  долго удержать его на этой вершине. У них  не хватает сил,  интеллекта, веры, - пассионариев не  хватает.  Как пел наш  Бард, после Восхождения "всегда мы должны возвращаться". И тогда над сознанием Восхождения берет верх мудрость Экклезиаста: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться; и нет ничего нового под солнцем". По-современному это звучит так:

И все пошло опять,

Будто встарь,

Будто встарь.

            Если бунтовать,

            На фонарь!

            На фонарь!

Если воровал,

Значит, сел,

Значит сел.

             А если много знал,

             Под расстрел!

              Двигателем капиталистического общества служит поклонение Золотому Тельцу. Общество это поклонение распространяет и поддерживает. Коммунисты восстали против этой религии (или антирелигии) и победили. Важнейшим фактором победы был именно духовный, пассионарный подъем на основе коммунистических (социалистических) идей. Что коммунисты могли на практике противопоставить мощному природному инстинкту, к тому же освященному протестантской и либеральной идеологией? - Верховенство идеократического государства, целью которого является справедливое общество, заботящееся о каждом из своих членов, и прогресс - раскрытие бесконечного, ничем не ограниченного потенциала Человека.

           Растущая и укрепляющаяся стихия (и система) капитализма на всех пространствах человеческой деятельности высвобождается из-под контроля государства и борется за подчинение его своим целям и интересам. С победой капитализма «во всемирном масштабе» роль государства снизилась уже до уровня одного из институтов или даже одной из отраслей обслуживания социума. К 1917 году отношение к государству как к метафизической, даже сакральной ценности сохранилось в азиатских цивилизациях и в России. Это одна из причин, почему социалистическая революция победила в России и Китае и не победила в Европе и Америке.

            Идеал нравственного состояния общества всегда присутствовал в христианизированной Руси. По крайней мере, с петровских и екатерининских времен была усвоена европейская идея Прогресса, необходимые взаимосвязи нравственности членов общества с борьбой за совершенствование устройства общества, за справедливое общество. Коммунисты принцип развития общества (экономическое и политическое) и борьбу за Светлое Будущее фактически возвели в ранг религии. Теория и идеология марксизма и его развитие Лениным для проблем незападных стран явились разверткой символов и принципов этой новой религии (в большой части заимствованных у христианства) - разверткой на пространство современных социальных, экономических и политических проблем.

           Когда в советском народе за 70 – 80-е годы был разрушен  духовно-идеологический стержень, оказалось, что постсоветский «капитализм» катастрофически неэффективен. Сейчас и рабочие, и даже многие успешные участники бизнеса не любят свою работу, относятся к ней только как к способу  заработать, обеспечить себе комфорт и достаток (отношение наемника).

        Анализ проблем   расширения частной инвестиционной активности, в частности, создания инновационной экономики показывает, что эти задачи тормозятся не нехваткой финансовых средств, а нехваткой предпринимателей, предложения инвестиционных проектов. Доля малого и среднего бизнеса в России на порядок меньше, чем в Европе и Америке. По свидетельству Гуннара Мюрдаля ("Asian Drama", рус. перевод [1]), в ряде азиатских стран неоправданно разбухает бюрократический аппарат государства при явной нехватке частной предпринимательской активности. Такие особенности этих азиатских стран и России имеют, видимо, цивилизационные основы. И сомнительно, что они могут быть преодолены за короткий срок только за счет установления институциональной системы западного образца.

 

  Период постепенной утраты Западом его доминирования в мире, несомненно, будет длительным. Еще долго Запад будет привлекать значительную часть российской элиты. "Утечка мозгов" и прозападная оппозиция долго будет оставаться в числе главных постоянных проблем российской политики. Хотя на постсоветском пространстве Россия, скорее всего, будет главным полюсом притяжения.  Независимым альтернативным полюсом, соизмеримым по своему влиянию с европейско-американским глобализационным центром, Россия не может стать только за счет своих природных богатств и творческих достижений своих ученых. Новые технологии могут быть разработаны "в гараже" и "на коленке". Но чтобы они стали оказывать серьезное влияние на экономическое развитие, они должны стать собственностью крупной корпорации или частью стратегии некой группы (команды), для которой капиталистический успех является смыслом жизни и усилий. Такие команды обеспечили технические и экономические успехи капитализма и индустриальное преобразование мира. Но крупных компаний, живущих за счет инноваций, и малых и средних фирм, растущих «не по дням, а по часам», как князь Гвидон в бочке (экономисты их называют "газели"), - таких "субъектов рынка" у нас раз-два и обчелся. Поэтому российские научные разработки и открытия будут в основном использованы транснациональными корпорациями.

 В отношении инновационного развития в России наверно больше стоит надеяться на восстановление честного и эффективного государства. Собственность (частная и государственная) - это не только простейший принцип общежития, это сложный институт. Как показывает опыт советского ВПК и космического комплекса, в рамках государственной собственности при сильном и умном государстве  может быть обеспечена и достаточно плодотворная конкуренция, и эффективная мотивация участников. Для сильного государства необходима обновленная духовность. Отождествлять смысл своей личной жизни с движением Истории - это великая способность, которая дана  немногим историческим народам. Люди российской культуры этой способностью обладают. Однако это не только источник великих достижений, но и опасность и причина великих народных трагедий. Мы знаем, как много было глубоко веривших в коммунизм, чей дух был сломлен после открывшихся массовых репрессий, чья энергия обратилась в саморазрушение. А сколько не смогли смириться с разрушением СССР и спились, выбились из активной жизни, стали циниками, коррупционерами, уголовниками!

 Иоанн Креститель приходившему креститься от него народу отвечал на извечный вопрос: "Что делать?" (Лк, 3:7-16). Народу он говорил: "У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же". (Надо делиться). Мытарям (налоговая служба) говорил: "Ничего не требуйте более определенного вам". (Не требуйте взяток). Воинам (силовикам и правоохранителям) отвечал: "Никого не обижайте, довольствуйтесь своим жалованьем". Сейчас российские лидеры и многие телевизионные обозреватели, подобно Иоанну, сурово обличают коррупционеров, стыдят продавцов и нефтяников за неоправданное повышение цен на хлеб и бензин (совесть потеряли!). Но главное отличие от них Крестителя в том, что он указывал на глубинные духовные корни бед и трагедий народа: "Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня... он будет крестить вас Духом Святым и огнем".

Черты безвременья.

Сейчас Россия утеряла веру в возможность построить Светлое Будущее, общество Идеала (или хотя бы приблизиться к нему). В такие периоды "богооставленности" русский народ опускается. Иссякает главный источник его энергии. И народ, который в 30-е и 60-е годы покорял Арктику, готов был идти воевать, "Чтобы землю в Гренаде крестьянам отдать", - этот народ опускается до уровня современных бездуховных мещан, показанных в прекрасном фильме Андрея Звягинцева "Елена". Сын Елены, Сергей, еще молодой семейный человек (двое детей, жена беременна третьим) не работает и готов жить на деньги, которые приносит ему мать от богатого отчима - Владимира. Отчим возмущается тунеядцем, но деньги дает. Главное любимое занятие Сергея - пить пиво у телевизора, смотреть футбол. Сын Сергея - школьник последнего класса, очевидно, не сможет поступить в институт. Его любимое занятие - играть в игровую приставку и пить пиво с друзьями у подъезда. И время от времени драться с такими же, как он, компания на компанию, жестко и бессмысленно. Короче, если есть возможность не работать, у этих людей обнаруживается полная духовная пустота. Дочь Владимира Катя - наркоманка, которая презирает и ненавидит все старшее поколение, включая и родителей (хотя отец в ней души не чает). Когда отец говорит ей, что пора взяться за ум, завести семью, детей, она вполне серьезно и видимо давно продуманно отвечает: "А зачем? Какой в этом смысл? Мы же вырожденцы, зачем нам рожать таких же уродов, как мы?" Единственное, ради чего они готовы работать, готовы на поступки (как показано в фильме, даже на убийство) - это деньги. В России все же удалось построить капитализм. Прикажете

радоваться? Слава Богу, осталась еще любовь к детям (не к детям вообще, а к своему ребенку).

И хотя мы знаем, что большинство россиян работает или учится, что и дети богачей и олигархов упорно стремятся стать если не учеными, то нормальными капиталистами в западном смысле, талантливый фильм заставляет ужаснуться показанной в нем духовной пустоте. Начинает казаться, что это общая болезнь молодого поколения.

А вот пример духовной опустошенности совсем другого слоя русского общества - диссиденствующей интеллигенции. Герой романа Дмитрия Добродеева [2] Иван Д.... Он ищет истину, он хочет обрести смысл. Но он не герой духа, не святой, который может исповедовать свою истину в одиночку. А в общественном сознании смысловой вакуум, старые истины дискредитированы, растоптаны.

Духовная опустошенность диссидентствующей интеллигенции России ярко показана в романе Дмитрия Добродеева [54]. Его герой Иван Д. (Иван Денисович?) эмигрирует в 1989 г. и работает на радиостанции "Свобода". Но его судьба и духовное состояние типичны для большей части тех, кто не реальный эмигрант, а "внутренний эмигрант". Эмигрантскую тусовку, которую описывает Иван («одни российские междусобойчики») ни в какой мере невозможно сопоставить с Герценым и Бакуниным или с русской эмиграцией 1920-30-х годов. Герой романа как корреспондент радиостанции "Свобода" приезжает в Москву в 1993 году в период конфликта Ельцина с Верховным Советом. Вот он описывает "пир победителей" в ресторане гостиницы "Метрополь" после расстрела Белого Дома. "Здесь празднуют победу олигархи Гусинский, Смоленский, Боровой, вор в законе Леня Макинтош (Билунов), борцы за свободу розовощекий Гайдар, Мурашов, Савик Шустер... Все радостно пьют, поедают осетрину, икру, молочных поросят. К подъезду причаливают шикарные "Мерседесы" и "Вольво". Иван поражается: "Как эти люди могли перевернуть Россию?" На самом деле он уже раньше понял, что они - только орудие, только инструмент. Ими манипулируют другие силы, имеющие свою долгосрочную стратегию. "Если кто-то скажет вам, что не связан ни с одной из секретных служб мира сего, не верьте ему". А новых русских Запад "в свой круг общения никогда не пустит" (стр. 224, 232).

 Герой Д.Добродеева проходит типичный для российского интеллигента путь поиска истины. Этот путь начинается еще при жизни в Союзе с 1980 года - со времени "мертвящей пропаганды", которая "не дает никакого метафизического выхода" и продолжается в эмиграции. Он проходит увлечение Гурджиевым и Успенским, Штейнером, Блавацкой. У германского эзотерика Торвальда Детлефсена проходит сеанс погружения в свои прошлые жизни (Reincarnations Therapie). И вот его конечный вывод. "Истина была в Советском Союзе, истина была вне Советского Союза, истина в пролетарском интернационализме, истина в буржуазном индивидуализме. Истина в Боге, истина в воинствующем безбожии. На самом деле истины нет и не может быть ... Хорошо быть верным, но еще сладостнее быть неверным". А вот его интерпретация идеи христианства: "Главное - отсечь иллюзии, все эти ветхозаветные грузы, семейные кармы ... Наверное в этом была одна из главных идей христианства - преобразиться, стать новым человеком, ... выбраться из-под завалов". А куда выбраться - это непонятно. Да и не так уж важно. "Правда стала невозможной".

 Судьбу Ивана Д. можно назвать иллюстрацией стихотворения Эдуарда Багрицкого 1926 года, которое сейчас мало знают. В нем коротко и с великолепной яркостью выражено состояние безвременья и духовной дезориентации (правда, лирический герой Багрицкого - настоящий герой гражданской войны в отличие от Ивана Д.). Вот отрывки из него.

 Мы ржавые листья

 На ржавых дубах...

 Чуть ветер,

 Чуть север,

 И мы облетаем

 Чей путь мы собою теперь устилаем?

 Мы в ночь улетаем,

 Мы в ночь улетаем...

 Мы - ржавых дубов облетевший уют...

 Бездомною стужей уют раздуваем...

 Как спелые звезды летим наугад.

 Над нами чужие знамена шумят...

 Чуть ветер,

 Чуть север,

 Срывайтесь за ними,

 Неситесь за ними,

 Гонитесь за ними.

 За блеском штыка, пролетающим в тучах,

 За стуком копыта в берлогах  дремучих,

 За песней трубы, потонувшей в лесах.

 Поколение Ивана Д. - это поколение утративших корни, потерявших связь со своей традицией, с Историей. Гурджиев говорил, что душа при жизни людей может покидать тело человека. И он становится живым снаружи и мертвым внутри. Многие из тех, кто не сумел восстановить эту связь после победы над советской властью, спиваются, становятся наркоманами или уезжают и меняют свою "национальную ориентацию" (если не они сами, то их дети).

Возможно ли духовное возрождение?

           Судя по той картине, которую рисуют талантливые явления нашей художественной жизни,  которые были только что пересказаны, невольно приходишь к вопросу Некрасова о русском народе:

Ты проснешься ль, исполненный сил, ...

или

Все, что мог, ты уже совершил, …

И духовно навеки почил?

Действительно, духовное возрождение – необходимая предпосылка возрождения во всех сферах жизни. Действительно, мы не только не умеем создавать духовный подъем, но и прогнозировать его. Как, под влиянием каких причин и факторов возникают и затем снижаются и даже исчезают пассионарные подъемы, когда происходит «фазовый переход» духовного «вещества» в обществе, - это важнейшая и пока слишком мало изученная проблема историософии и культурологии. Где же искать опорные точки для веры и надежды?  Как избежать греха уныния или даже отчаяния?

Такие нации - цивилизации, как русская, не умирают в одночасье. Они должны и действительно живут долго, неизменно возрождаясь после перенесенных крушений.

Вильфредо Парето, описывая ротацию элит, был уверен, что люди новой элиты («люди длинной воли», как говорили в народе Чингис-Хана),  не будут терпеть «власть худшего».  Они так или иначе войдут во власть, либо постепенно просачиваясь в  высшие эшелоны, либо в подходящий момент сбрасывая старую элиту: карьера или революция. Можно ли ожидать в ближайшем будущем возникновения "духовных орденов", таких как в средневековой Европе? Или подобных ленинской партии большевиков ("Орден меченосцев"), смененных в 30-е годы сталинской когортой "красных директоров"? - Это ведомо только Богу. Пока еще не создана обновленная духовность, которая даст идею и цель, Образ Будущего - для таких духовных общин.

Сейчас в российском интеллектуальном сообществе началось, наконец, обсуждение и осмысление[1]  наверно важнейшего для России вопроса: как относиться к большевистской революции 1917 года и последовавшей за ней гражданской войне, которая продолжалась фактически до Отечественной войны. И ко всем победам и трагедиям советского периода. Как их оценить? - Многие скажут, что эта гражданская война и теперь не закончилась. Многие скажут, что все революции – это только Зло. Потому что насилие порождает насилие. Сын мстит за отца, внук – за деда, и народ попадает в вечный порочный круг, из которого нет выхода. Разве не революция виновата в том, что серебряный век русской культуры, породивший искусство авангарда в живописи, музыке, театре, сменился торжеством шариковых или в лучшем случае был вытолкнут из страны?

Многие скажут, что Христос дал ответ на эти вопросы: любите врагов ваших. Да, надо прощать все обиды и преступления, …если они направлены против тебя лично. Но можно ли прощать кощунство над святыней?  преступления против Бога?  Достоевский сделал этот вопрос совсем конкретным и понятным для всех: может ли мать замученного на ее глазах ребенка любить его мучителя? Христос в своем осуждении неправедно богатых был радикалом. И разве Он не знал, что Его духовная революция  породит войны и гибель массы мучеников?  Он прекрасно знал несовершенство людей и глубинные различия в их понимании ценности и святости. И поэтому Он сказал: «Я принес не мир, но меч».

Если бы в духовно-идеологической сфере не возникали новые и новые волны, если бы осуществилась мечта либералов о деидеологизации, -  это был бы действительно конец истории, смерть истории. Очевидно, это человечеству не грозит, есть угрозы по-актуальнее. Но неужели духовный  подъем всегда неразрывно связан с последующим беспределом?  Неужели человечеству суждено, выбирая свой путь, при каждом рывке вперед чуть не сваливаться в пропасть – то «справа», то «слева»?  Его элита, его водители засыпают за рулем?

Напоследок проиллюстрируем стихами великих поэтов, как резко менялась духовная атмосфера в нашей стране.

Поэт в России больше, чем поэт. Это наиболее чувствительный барометр духовного состояния общества. Эта верная констатация нуждается в уточнении. Поэзия, не только в России, всюду бывает настоящей поэзией только тогда, когда она содержит элемент суггестивного и мистического воздействия на читателя (слушателя). Замечательный советский историк и антрополог Б.Ф. Поршнев построил целую теорию происхождения речи у человека  на основе свойства человеческого мозга и психики подвергаться суггестии (внушению) при звуках голоса, связанных с содержательными значениями. Ритмичность и рифмовые созвучия придают стихотворной речи гораздо больше суггестивного влияния. А следовательно, и способности приводить человека, как сейчас говорят, в состояние "измененного сознания", восприятия мистических воздействий. В России в XVIII-IX столетиях культура, в наибольшей степени литература, вобрала в себя, заместила собой большую часть мистической, пророческой стороны жизни общества. Все наши великие поэты - тончайшие органы народа, чувствующие, улавливающие и вместе с тем интеллектуально и образно осмысливающие все изменения в духовной сфере жизни.

Вот 1825 г., когда 25-летний Пушкин пишет свою "Вакхическую песню", полную светлой радости, веры в разум, в "солнце бессмертное ума". И этот год заканчивается "порывом мятежным" декабристов. Проходит 13 лет, и такой же молодой, 24-летний Лермонтов пишет "Думу":

Богаты мы, едва из колыбели ...

Ошибками отцов и поздним их умом.

И жизнь уж нас томит, как долгий путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Нет и следа пушкинского светлого веселья:

И скушно, и грустно! -  B некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья...Что толку напрасно и вечно желать?

А годы проходят  -  все лучшие годы!

Едва ли не самый мистически одаренный поэт - А. Блок. Его стихи - отражение его личного душевного состояния. Чаще всего они - об отношении с женщиной. И по своим занятиям, и по интересам он на удивление далек, даже полностью оторван от тех бурных событий, которые потрясают Россию в начале ХХ века. Ничего похожего на Пушкина, на Некрасова, которые участвовали в общественной жизни и своим творчеством, и изданием журналов. До 1918 года лирика Блока почти полностью лишена конкретного общественного содержания. Он вглядывается и прислушивается к отзвукам общественных бурь в глубинах своей души. Но сами перепады его мироощущения, его личной судьбы и его решения изменить свою жизнь несомненно оказывались в большей мере следствием того духовного состояния, которое переживала Россия. Вот как он сам описывает это влияние в Предисловии к поэме "Возмездие":

"Простейшим выражением ритма того времени (1910-1911гг.), когда мир,              готовившийся к неслыханным событиям, так усиленно и равномерно развивал свои физические, политические и военные мускулы, был ямб. Вероятно потому повлекло и меня, издавна гонимого по миру бичами этого ямба, отдаться его упругой волне на более продолжительное время". В Прологе к поэме он сравнивает себя с Иоанном Предтечей,   "чью голову на блюде царю плясунья подает".

1907 год. Еще не кончились dсполохи первой русской революции. Поэт полон жаждой жизни:

О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

1908 год. Среди массы его самых лирически-интимных стихов появляется гениально-пророческий цикл "На поле Куликовом" о трагической судьбе России - прошлой и будущей:

Я не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна.

Помяни ж за раннею обедней

Мила друга, светлая жена!

И вот март 1916 г. Над Россией сгущается непроглядный мрак безвременья. А. Блоку 36 лет. Из-под его пера еще никогда не выходили строки такого отчаяния:

За окном черно и пусто,

Ночь полна шагов и хруста.

Там река ломает лед,

Там меня невеста ждет.

Как мне скинуть злую дрему,

Как мне гостя отогнать?

Как мне милую -  чужому,

Проклятому не отдать?

Как не бросить все на свете,

Не отчаяться во всем,

Если в гости ходит ветер,

Только дикий черный ветер,

Сотрясающий мой дом?

А вот как сам поэт в том же 1916 году пишет о причине (вовсе не личной!), которая наверно лежит в основе его личного душевного безвременья, его угнетенного состояния в эти годы:

Вот свершилось!  Весь мир одичал, и окрест

Ни один не мерцает маяк.

И тому, кто не понял мерцания звезд, -

Нестерпим окружающий мрак.

И остались улыбкой сведенная бровь,

Сжатый рот и печальная власть

Бунтовать ненасытную женскую кровь,

Зажигая звериную страсть...

В каждом народе есть люди, которые проходят в молодости пору нигилизма, неприятие мира, пору «презренья  юного» к миру отцов. Но потом они находят свое место на этой планете, в том обществе, строе, который они застали. Так было с молодыми бунтарями Парижа и других городов Европы 1968 года. Так было с молодыми россиянами, до 1812 года мыслившими, как Чацкий и как декабристы. Некоторые даже начинают любить Человека - такого жалкого и все же такого великого. Но есть те, кто до самой смерти (часто до гибели) живут мечтой и верой в рациональную перестройку мира, особенно мира мещанского, буржуазного. Обо всем, чем живет его современник, Ницше говорит языком Заратустры: "Убожество, грязь и жалкое довольство". Из таких выходят революционеры или пророки.

Николай Гумилев в стихотворении "Память", написанном в последние годы, описывает себя в разные периоды жизни, свои сменяющие друг друга души ("мы меняем души, не тела"). Образ последнего своего преображения, последней "души" он характеризует так:

Сердце будет пламенем палимо

Вплоть до дня, когда взойдут ясны

Стены Нового Иерусалима

На полях моей родной страны.

Эту галерею глубинно-лирических свидетельств хочется закончить словами А. Блока (январь 1918 года): «Великие художники русские...погружались во мрак, но они имели силы пребывать и таиться в этом мраке: ибо они верили в свет... Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни: все, или ничего; ждать непредвиденного; верить не в "то, чего нет на свете", а в то, что должно быть на свете. Пусть сейчас этого нет и долго не будет. Но жизнь отдаст нам это, ибо она  - прекрасна».

* * *

 Главная задача России сейчас - сформировать вдохновляющую идеологию, содержащую оптимистический Образ Будущего, создать новую объединяющую духовность, оживляя великую культуру и традиции. Для выполнения этой очень сложной задачи, которая требует многих лет стабильности и спокойствия, необходимы мудрость руководителей и народа, их нерушимая вера в Россию, в то, что она нужна миру.

                          Литература

1. Мюрдаль Г. Современные проблемы «третьего мира». – М., Прогресс, 1972.

2. Добродеев Д. Большая свобода Ивана Д.: роман. – М., ООО «Ад Маргинем Пресс, 2010.

 



[1] Главная заслуга в этом принадлежит С. Е. Кургиняну.

 
След. »
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB